Проект закона о повышении пенсионного возраста служащим

К категории пенсионеров, занимавших или занимающих должности государственных служащих, принято относить работников прокуратуры, службы судебных приставов, судебных органов, сотрудников полиции. Пенсионный возраст госслужащих в рамках проведенной в прошлом году реформы был изменен.



Пенсионный возраст госслужащих - основные положения реформы

Положения новой реформы затронут категории государственных служащих, кому в текущем году предстоит выход на пенсию, а также тех служащих, чей пенсионный возраст пришелся на конец 2015 года. Последние получили возможность остаться на своих рабочих местах.

Реформа в полной мере вступила в действие в 2016 году. 2016 год обозначен как переходный период. Так, для чиновников предусмотрено постепенное увеличение пенсионного возраста. Окончательно пенсионный возраст госслужащих в России по последним новостям возрастет до 65 лет. Продолжить службу можно будет и до 70 лет, но пенсия выплачиваться не будет. Так, если служащий вышел на пенсию в 65 лет, а в 67 вновь вернулся на службу, то выплата пенсии приостановится. Но восстановиться в должности чиновник сможет лишь в первые три года после официального ухода на пенсию.

Во многом причина таких реформ заключается в том, что, даже выйдя на пенсию, многие чиновники продолжают трудовую деятельность, одновременно получая и пенсию, и зарплату. В связи с этим и был увеличен и возраст выхода на пенсию.

С другой стороны необходимость реформ обусловлена дисбалансом между трудоспособным населением и населением, которое должно по возрастным показателям завершать трудовую деятельность. Такая ситуация может привести к краху пенсионной системы в стране.

Так, установленные еще в 1932 году пенсионные возрасты: 55 – для женщин и 60 лет для мужчин сегодня претерпевают вынужденные изменения. Так женщинам дано право трудиться до 60 лет, а мужчинам – до 65 лет. Кроме того, продолжить трудовую деятельность можно и до 70 лет, но без начисления пенсии. Вероятно, пенсионный возраст госслужащих в 2020 году будет изменен.

Как будет проходить реформа и начисляться пенсия?

Пенсионный возраст госслужащих новости описывают как поэтапный процесс.

  • Повышаться он будет поэтапно – госслужащим ежегодно прибавляться по 6 месяцев. Иными словами, например, сотруднику должно исполниться в декабре 60 лет, но реформа добавит ему еще 6 месяцев, которые необходимо отработать до пенсии, в следующем году будет прибавлено еще полгода. Одновременно с этим будет возрастать и срок стажа.
  • Так, специальный трудовой стаж будет увеличен с 15 до 20 лет.
  • При этом пенсия по выслуге лет будет исчисляться в размере 45% от зарплаты чиновника. Также положения новой реформы предусматривают ежегодное увеличение пенсии по выслуге лет на 3%, но в совокупности она не может превышать 75% от зарплаты чиновника. Учитываться при расчете размера пенсионных выплат за выслугу лет будет объем его зарплаты на последний год.
  • В этот расчет не войдут декретные отпуска, больничные листы и отпуска без содержания. Пенсии чиновников, работающих в льготных регионах, будут увеличены на региональные коэффициенты.
-->

Среди положительных изменений можно отметить, что период по уходу за ребенком – полтора года будет включаться в страховой стаж, но в совокупности не будет включено не более 4-х лет.

Таким образом, повышение пенсионного возраста госслужащим – это уже решенный вопрос на законодательном уровне, а сам закон уже вступил в силу.

С 1 января 2020 года возраст выхода на пенсию для женщин, работающих на государственной службе, составляет 56 лет, а для мужчин-чиновников 61 год соответственно.


Итоги реформы

Увеличение пенсионного возраста коснулось только государственных служащих. Для них возраст выхода на пенсию увеличен до 65 лет с последующим постепенным увеличением.

Изменения коснулись и специального стажа. Так, если ранее это период устанавливался до 15 лет, то реформа увеличила это период до 20 лет.

Изменения коснулись и депутатов Госдумы. Если ранее достаточно было исполнять свои обязанности в течение года, чтобы получить 5% дополнительно к будущей пенсии, то после реформы этот срок увеличился до 5 лет. Учитывать следует, что выбираются сенаторы только на четыре года. Также, если ранее для получения 75%, достаточно было отработать 3 года, но после реформы срок возрос до 10 лет. Положения закона не распространяются на тех сенаторов, срок исполнения обязанностей которых к 1 января текущего года составил не менее одного года, на госслужащих, имеющих 15 лет стажа, а также уволенных за год до реформы.

Досрочный выход на пенсию был ранее предусмотрен лишь для чиновников, работающих в регионах Крайнего Севера. Возраст составлял 50 и 55 лет соответственно. После введения реформы эти возрастные границы также отодвинут до 55 и 60 лет соответственно. Уволившиеся с госслужбы будут выходить на пенсию в общем порядке.

Минтруд по апрельскому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева подготовил проект закона о повышении пенсионного возраста для гос.служащих — с 60 до 65 лет.

Законопроект, «начинающий с себя» повышение в России пенсионного возраста, получился даже более жестким, чем ожидалось.

Он не предусматривает переходного периода, не делает различий для мужчин и женщин и на пять лет отодвигает получение чиновниками не только пенсий за выслугу лет и положенных им доплат, но и самой страховой пенсии тем, кто желает продолжать служить родине за канцелярским столом после 60 лет.

По оценкам Минтруда, в 2016 году закон непосредственно затронет 5,5 тыс. человек, предполагаемый объем экономии составит всего 90 млн руб. — ожидаемый политический эффект от акции несравнимо выше бюджетного.

Проект Минтруда — первая попытка законодательного оформления повышения пенсионного возраста для отдельной группы населения.

Напомним, в начале этого года тема повышения пенсионного возраста была легализована публичными высказываниями руководства страны, вопрос о перспективах такого повышения был задан Владимиру Путину в ходе его прямой линии, и президент допустил такую возможность в будущем.


Подготовка же законопроекта Минтруда началась после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в апреле в Госдуме, предложил чиновникам «начать с себя» обсуждение возможности повышения возраста выхода на пенсию.

В итоге для значительной части чиновников законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» отодвигает срок получения двух составляющих выплат.

Пенсия за выслугу лет (ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости) будет назначаться всем категориям государственной гражданской службы не с 60, а с 65 лет.

Одновременно с этим страховая пенсия по старости муниципальным и федеральным гражданским чиновникам (включая министров, депутатов и сенаторов) будет также назначаться в 65, а не в 60 лет — при условии, что они занимали должности, «по которым установлен высокий или средний уровень денежного содержания».

Как пояснили в ведомстве, в последнем случае речь идет о государственных должностях и должностях субъектов, муниципальных должностях, а также о должностях государственной гражданской службы высшей группы должностей.

Судя по тексту документа, покинуть госслужбу в 60 лет и получать лишь стандартную страховую пенсию по старости госслужащий сможет, но продолжать получать ее, оставаясь на госслужбе, — нет.

«Сегодня пенсия за выслугу лет госслужащему устанавливается в любое время после назначения страховой пенсии по старости или инвалидности, — пояснил глава Минтруда Максим Топилин. — Теперь же мы прописываем, что возраст, при достижении которого госслужащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до 65 лет».

Наконец, в законопроект включены увязанные с повышением пенсионного возраста предложения — минимальный стаж госслужбы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, предлагается поднять с 15 до 20 лет. Сенаторы и депутаты смогут получать право на доплату по прошествии лишь трех лет работы, а не одного, как сейчас. Предельный возраст пребывания на государственной службе предложено увеличить — с 60 до 65 лет.

"Пенсия по своей правовой природе — это компенсация утраченного заработка, и ее выплата должна быть связана с его получением. Если заработок не утрачен, осуществление выплаты страховых пенсий формально утрачивает свое прямое назначение, так как замещать в этом случае нечего", — раскрыл вчера идеологию изменений Максим Топилин.

Отметим, политически это крайне необычное заявление: де-факто оно может служить обоснованием для любой схемы невыплаты пенсий и иных пособий работающим пенсионерам, притом что ранее Минтруд сомневался в обоснованности таких мер, обычно предлагаемых не соцблоком Белого дома, а Минфином.

В целом же документ не столько предусматривает увеличение пенсионного возраста для узкого сегмента рынка труда (что вполне можно расценивать как дискриминацию по профессиональному признаку), сколько стимулирует госслужащих к отказу от выхода на пенсию в 60 лет — размеры доплат за выслугу обычно значительнее самой пенсии.

Законопроект должен вступить в силу с 2016 года.

Как пояснили «Ъ» в Минтруде, по предварительным оценкам, в следующем году изменения непосредственно коснутся 5,5 тыс. госслужащих и 55 сенаторов: после повышения срока выхода на пенсии получать выплаты по новым правилам из них смогут только 13 сенаторов и около 500 чиновников — по существу, это ничтожная для рынка труда мера.

У экспертов есть замечания и к технике реформы, и к ее идеологии. Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин отмечает: «Если рассматривать инициативу Минтруда как пробную модель, то возникает вопрос: зачем повышать пенсионный возраст одномоментно?» Он напоминает, что даже наиболее резкие предложения Минфина предполагали переходный период повышения — полгода за год.

"Создание для чиновников отдельных правил продолжает тенденцию к дифференциации пенсионной системы, когда для разных групп населения создаются различные условия страхования, — в свою очередь, говорит Оксана Синявская из Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ. — С этим сейчас сталкиваются многие страны: в большей степени в Латинской Америке, в меньшей — в Восточной Европе. Везде это создает схожие проблемы: пенсионная система становится непрозрачной как для контролирующего расходы на разные группы государства, так и для понимания самими гражданам своих пенсионных перспектив".

Она, впрочем, отмечает, что, предложив увеличить пенсионный возраст для чиновников, правительство пошло на правильный шаг.

«Однако для пенсионной системы в целом это мало что даст — из всех категорий работающих, пенсионный возраст которых нужно было бы реформировать, по численности чиновники являются самой маленькой группой», — отмечает эксперт. Напомним, правом на ранний выход на пенсию также обладают учителя, врачи, силовики, а также граждане, работающие в районах Крайнего Севера, ряд других категорий.


Инициатор повышения Алексей Кудрин вслед за этим надеется повысить пенсионный возраст для всего населения страны в ускоренном порядке

С точки зрения экономии бюджетных средств принятие законопроекта Минтруда несущественно. Из расчетов ведомства следует, что федеральный бюджет на выплате пенсий за выслугу лет и доплате к страховой пенсии чиновникам в 2016 году может сэкономить 91,3 млн руб.

При этом необходимо также учитывать и расходы по другой статье — на оплату труда тех, кто вместо пенсии все же продолжит работать.

«У нас нет конкретной информации по этой группе граждан, однако около половины россиян в целом сейчас склонны продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. В случае с чиновниками, для которых из-за значительного пенсионного обеспечения выработка стажа важна, эта доля, скорее всего, будет даже больше», — заключает Оксана Синявская.


14 июня Правительство России одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Минтрудом России.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Категории граждан, которых коснется увеличение трудоспособного периода

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно (сейчас – 60 и 55 лет).

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года.

Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период – с 2019 по 2028 год для мужчин и 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, переходный период составит 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. Граждане, указанных годов рождений, с учетом переходных положений, получат право выйти на пенсию в 2020 году – в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет.

  1. мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2020 году (в возрасте, соответственно, 61 год и 56 лет);
  2. мужчины 1960 г.р., женщины 1965 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2022 году (в возрасте, соответственно, 62 года и 57 лет);
  3. мужчины 1961 г.р., женщины 1966 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2024 году (в возрасте, соответственно, 63 года и 58 лет);
  4. мужчины 1962 г.р., женщины 1967 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2026 году (в возрасте, соответственно, 64 года и 59 лет);
  5. мужчины 1963 г.р., женщины 1968 г.р. – получат право выхода на пенсию - в 2028 году (в возрасте, соответственно, 65 лет и 60 лет);
  6. женщины 1969 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2030 году (в возрасте 61 года);
  7. женщины 1970 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2032 году (в возрасте 62 лет);
  8. женщины 1971 г.р. – получат право выхода на пенсию – в 2034 году (в возрасте 63 лет).

Пенсионный возраст увеличится с переходным периодом для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, а именно:

  • работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Для тех, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 58 лет соответственно. Существенное снижение пенсионного возраста для северян было обусловлено в 50-е годы XX века чрезвычайно сложными условиями проживания в этих районах. Фактически полное отсутствие инфраструктуры для работы и жизни предопределило такой низкий возраст. Меры, принятые в рамках долгосрочной демографической программы на 2007-2025 годы, оказали положительное влияние на изменение ситуации с продолжительностью жизни, особенно в северных регионах страны.
  • педагогических, медицинских, творческих работников. Для данной категории работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 8 лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж длительностью от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений.

Законопроектом также предлагается с 1 января 2020 года увеличение темпа роста шага повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 68 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Категории граждан, которых не коснется увеличение трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров, это порядка 46,5 млн получателей пенсий (как по линии Пенсионного фонда России, так и «силовых» ведомств). Они, как и ранее, будут получать все положенные им пенсионные и социальные выплаты в соответствии с приобретенными пенсионными правами и льготами.

В соответствие с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием:

I. для граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемых по результатам специальной оценки условий труда, а именно:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (мужчины и женщины);
  • в тяжелых условиях труда, в качестве рабочих локомотивных бригад и работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах (мужчины и женщины);
  • в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (женщины);
  • в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (мужчины и женщины);
  • в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (мужчины и женщины), за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения, а также на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (мужчины и женщины);
  • на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (мужчины и женщины);
  • в летном составе гражданской авиации, на работах по управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, а также в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации (мужчины и женщины);
  • на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (мужчины и женщины);

  • трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин (женщины);
  • рабочих, мастеров на лесозаготовках и лесосплаве, вкл. обслуживание механизмов и оборудования (мужчины и женщины);
  • водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины);
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях (мужчины и женщины).

II. для лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья, а именно:

  • женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет,
  • одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет (мужчины и женщины);
  • женщинам, родившим двух и более детей, если они имеют необходимый страховой стаж работы в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
  • инвалидам вследствие военной травмы (мужчины и женщины);
  • инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности (мужчины и женщины);
  • гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам (мужчины и женщины);
  • постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков (мужчины и женщины).

III. для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

IV. для лиц, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники (мужчины и женщины).

Рост уровня пенсионного обеспечения в связи с увеличением трудоспособного периода

Повышение пенсионного возраста позволит обеспечить увеличение размера пенсий для неработающих пенсионеров – индексацию пенсий выше инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В последние три года в среднем увеличение пенсий осуществлялось на 400-500 рублей. Так, в 2016 году увеличение составило 399 рублей, в 2017 году – 524 рубля, в 2018 году – 481 рубль.

Увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать размер пенсий неработающим пенсионерам почти на 1 000 рублей в год.

Рост продолжительности жизни в России

Предложение об изменении возраста трудоспособности обусловлено формированием иной демографической ситуации в стране с учетом мировой тенденции старения населения. Только с 2000 по 2017 год продолжительность жизни при рождении в России у мужчин выросла на 8,5 лет (с 59 до 67,5 лет), а у женщин – на 5,4 года (с 72,26 до 77,64 года). Продолжительность жизни по прогнозам Росстата в 2024 году составит у мужчин 72,3 года (увеличение к уровню 2017 года на 5,8 года), у женщин – 82,1 года (увеличение к уровню 2017 года на 4,5 года). К моменту завершения переходного периода, то есть когда возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 63 года для женщин, продолжительность жизни увеличится к уровню 2017 года для мужчин в 2028 году на 7,6 года и составит 75,1 года, для женщин – к 2034 году на 7,64 года и составит 85,28 года.

Международные тенденции

На сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Начало повышения пенсионного возраста в странах мира – 80-е годы 20 столетия.

Среди близких России по условиям жизни стран евразийского пространства и Восточной Европы все государства, за исключением Узбекистана (Узбекистан заявил о цели по доведению своего пенсионного возраста до общемирового), повысили пенсионный возраст. Для мужчин пенсионный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии, Азербайджане, а пенсионный возраст для женщин на уровне 63 года установлен в Армении и уже повышается в Казахстане. В странах Прибалтики (Эстония, Латвия, Литва) к 2025-2027 годам пенсионный возраст будет повышен до 65 лет, а в странах Старого Света (Германия, Испания, Италия) в 2020-е годы – до 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

Вряд ли кто-нибудь из россиян не слышал о предполагаемом повышении пенсионного возраста. На фоне бурного обсуждения этих планов правительства как-то забылось, что существует категория пенсионеров, для которых поэтапный рост пенсионного возраста уже предусмотрен действующими нормами закона. Речь идет о государственных и муниципальных чиновниках. Рассмотрим, как определяется пенсионный возраст госслужащих и каким образом на него может повлиять планируемая пенсионная реформа. О ней, напомним, недавно объявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев.


Кто такие госслужащие с точки зрения пенсионного законодательства

Речь идет о положениях п. 1.1 ст. 8 закона от № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Там указаны следующие категории лиц, для которых предусмотрен особый порядок определения пенсионного возраста:

  1. Замещающие государственные должности РФ.
  2. Замещающие государственные должности субъектов РФ.
  3. Замещающие муниципальные должности.

Фактически это разные категории должностей, их деятельность даже регулируются различными нормативными актами. Федеральные и региональные госслужащие подчиняются требованиям закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», а муниципальные – руководствуются нормами закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ».

Однако нормы пенсионного законодательства для них будут аналогичными. Государственная пенсия федеральным государственным служащим и пенсия муниципальным служащим назначается по сходным принципам. Поэтому далее по тексту будем называть все эти категории лиц госслужащими.

С какого возраста назначается государственное пенсионное обеспечение государственным служащим – рассмотрим в следующем разделе

Как определяется пенсионный возраст для госслужащих на сегодня

Закон № 400-ФЗ предусматривает для госслужащих поэтапное повышение пенсионного возраста. Конкретные цифры приведены в Приложении 5 к указанному закону.


Если же госслужащий имеет право на досрочную пенсию (например, «вредный» или «северный») стаж, то пенсионный возраст увеличивается, исходя из возраста досрочного выхода (ст. 30-33 закона № 400-ФЗ).

Для женщин увеличение возраста выхода на пенсию будет продолжаться до 2032 года. К этому времени превышение над «обычными» пенсионерами составит 8 лет, т.е. речь идет о возрасте в 63 года.

Для госслужащих-мужчин переходный период продолжится до 2026 года и превышение достигнет 5 лет. Исходя из действующих на сегодня норм это соответствует 65-летнему возрасту.

В этом возрасте будет назначаться как «обычная» страховая пенсия, так и дополнительные выплаты, при наличии соответствующего стажа. Имеется в виду пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсия за выслугу лет муниципальным служащим.

В 2018 году минимальный стаж госслужбы (муниципальной службы), дающий право на пенсию по выслуге составляет 16 лет. В дальнейшем он будет увеличиваться на 6 месяцев в год, пока не достигнет 20 лет к 2026 году (приложение к закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).

Пенсионное обеспечение государственных служащих с учетом планируемых изменений в законодательстве

Речь идет о законопроекте № 489161-7, внесенном в Госдуму 16.06.2018.

Пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих в части возраста здесь касается ст. 4 законопроекта. Она вносит изменения в п. 1.1 ст. 8 закона № 400-ФЗ. Если по действующим на сегодня нормам пенсионный возраст госслужащих должен увеличиваться с темпом «полгода в год», то законопроект предусматривает, начиная с 2020 года, увеличение «год в год».


По сравнению с действующими сейчас нормами положение госслужащих станет хуже. Хотя сам итоговый возраст выхода на пенсию для них больше не повышают, но переходный период сокращается. Если закон будет принят, то он будет длиться до 2023 года для мужчин и до 2026 года – для женщин.

Вывод

Пенсионный возраст госслужащих начал повышаться с 2017 года. По действующему в настоящее время закону этот процесс должен был продлиться до 2026 года для мужчин и до 2032 года – для женщин. В итоге госслужащие должны были достигнуть пенсионного возраста 65 и 63 года соответственно для мужчин и женщин.

Рассматриваемый сейчас законопроект предусматривает введение такого пенсионного возраста для всех пенсионеров. Переходный период при этом будет короче и завершится в 2023 году для мужчин и в 2026 – для женщин.

Таким образом, последние новости о пенсиях госслужащим в 2018 году заключаются в предполагаемом сокращении для них переходного периода. Сам пенсионный возраст госслужащих повышаться больше не будет, т.к. он уже был повышен ранее принятыми нормативными актами.

Госдума приняла в первом чтении законопроект о поэтапном повышении пенсионного возраста чиновникам до 65 лет.

Согласно действующему законодательству РФ, мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 55. Чиновники и военные получают не страховую пенсию по старости, а государственную пенсию по выслуге лет. При этом, если кроме госслужбы у них есть достаточный стаж на другой работе, они могут получать и долю пенсии по старости.

Законопроект предусматривает постепенное увеличение минимального стажа гражданской госслужбы, дающей право на пенсию за выслугу лет, а также увеличение с 60 до 65 лет предельного возраста нахождения на гражданской госслужбе. Одновременно для них предусмотрено постепенное увеличение до 65 лет возраста, дающего право на страховую пенсию: ежегодно его предполагается повышать на полгода.

«Такое повышение предлагается осуществить с разумным переходным периодом: по полгода в год. Соответственно, данные требования для мужчин достигнут максимума через десять лет, а для женщин — через 20 лет», — пояснил замминистра труда и соцзащиты Андрей Пудов, представляя законопроект в Госдуме.

При этом данные требования автоматически прекращают свое действие, если указанные лица оставили вышеназванные должности. «Соответственно, страховая пенсия будет назначаться в общеустановленном порядке, то есть женщинам — после достижения 55, мужчинам — 60 лет», — отметил Пудов.

Кроме того, в законопроекте предлагается установить единые основные условия, определяющие право на пенсионное обеспечение как федеральных государственных служащих, так и гражданских служащих субъектов РФ и муниципальных служащих.

«Предлагается внести изменение в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», закрепив в нем в качестве основного условия для назначения пенсии за выслугу лет всем государственным гражданским муниципальным служащим наличие стажа муниципальной службы не меньше чем 20 лет и назначение этой пенсии по старости и инвалидности», — сказал Пудов.

Он пояснил, что в настоящее время единые требования к такому стажу отсутствуют и устанавливаются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно их актами в диапазоне от десяти до 20 лет. «Минимальный стаж в настоящее время, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, для федеральных государственных служащих на уровне федерального законодательства составляет 15 лет», — напомнил Пудов.

Законопроектом предлагается увеличение стажа осуществлять плавно — с шагом по полгода в год. Завершение переходного периода планируется к 2026 году.

Третье важное положение законопроекта — увеличение с одного года до пяти лет минимальной продолжительности исполнения полномочий депутатов Госдумы РФ и членов Совета Федерации, которая дает право на назначение ежемесячной доплаты к страховой пенсии в размере 55% денежного вознаграждения, сообщил Пудов.

В максимальном размере сегодня такая набавка составляет 75% денежного вознаграждения. Согласно законопроекту, такая доплата будет производиться после десяти лет исполнения полномочий.

«Нормы законопроекта не будут применяться к лицам, которые сформировали на день вступления его в силу свои права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии. Например, если депутат на момент вступления в силу закона уже исполнял полномочия три и более года или сложил полномочия ранее либо достиг пенсионного возраста, размер доплаты будет исчисляться, на этом конкретном примере, исходя из значения 75% денежного вознаграждения», — пояснил замминистра труда.

При этом законопроект не затрагивает пенсионного регулирования депутатов уровня субъектов РФ или уровня местного самоуправления, добавил Пудов.

Кроме того, согласно законопроекту, увеличивается предельный срок нахождения на государственной службе федеральных и региональных служащих с 60 до 65 лет.

Предполагается, что законопроект должен вступить в силу с 1 июля 2016 года. Как отмечается в сопроводительных документах, в случае принятия законопроекта предполагается сокращение расходов бюджета Пенсионного фонда России. Ориентировочно сокращение расходов ПФР в 2016 году составит более 622 млн рублей.

  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел
  • Выходные дни в январе 2021 года

Страховая пенсия для гражданских госслужащих в 2020 году

Госслужащему, как и любому другому гражданину РФ, назначат страховую пенсию по старости, когда он достигнет трех критериев:

  1. Возраста.
  2. Страхового стажа.
  3. Индивидуального пенсионного коэффициента.

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются нюансы.

Пенсионный возраст у госслужащих на гражданской службе регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400, а именно приложением № 5 к нему. Пенсионный возраст госслужащих в России с 2020 г. равен 56 годам для женщин и 61 — для мужчин с ежегодным (до 2032) повышением на шесть месяцев. То есть до 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).

Страховой стаж (в данном случае) — это общее время работы на федеральных, субъектных или муниципальных должностях со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. В 2020 г. необходимый минимум такого стажа равен девяти годам с ежегодным (до 2024 г.) увеличением на год, до 15 лет. О периодах работы, которые входят в соответствующий стаж, говорится в ст. 11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать его продолжительность можно по правилам из ст. 13 и 14 этого же ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент измеряется в баллах, его величина определяется по приложению № 4 к тому же ФЗ 400. В 2020 г. его необходимый минимум равен 13,8 балла, каждые 12 месяцев (до 2025 г.) он увеличивается на 2,4 балла, до 30.

Подробнее условия назначения страховых пенсий изложены в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать размер указанной выплаты поможет формула из ст. 15 этого ФЗ.

Условия для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2020 году

Госслужащие, перечисленные в президентском Указе от 31.12.2005 № 1574, будут получать пенсию при совпадении двух условий:

  1. Величина стажа соответствующей работы. В 2020 г. — 16 лет, с ее ежегодным ростом (до 2026) на шесть месяцев, до 20 лет. Если лицо замещало должность федеральной государственной гражданской службы, его минимальный стаж должен составлять полные 12 месяцев, то есть не менее календарного года.
  2. Увольнение со службы по причинам, указанным в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166. Например, из-за расторжения контракта по воле служащего.

Обеспечение по выслуге лет можно получать до пенсионных выплат по старости (инвалидности). Для этого чиновник должен:

  • уволиться по собственному желанию;
  • иметь к моменту увольнения 25 лет служебного стажа;
  • непосредственно перед уходом семь лет занимать должность федеральной государственной гражданской службы.

Пенсии по старости (инвалидности) и выслуге лет выплачиваются одновременно.

Обеспечение по выслуге лет не выплачивается в случаях, когда чиновник:

  • продолжает служить;
  • занимает государственные должности РФ, ее субъекта или муниципалитета;
  • постоянно занимает должность муниципальной службы;
  • работает в межгосударственных (межправительственных) органах (на должностях), за которые по международным договорам РФ получает аналогичное обеспечение.

Выплату такого обеспечения можно возобновить по заявлению служащего о ее восстановлении со следующего дня после его увольнения с указанных работы и должностей. Заявление подается в орган (его аппарат), где сотрудник служил перед увольнением. Туда же подаются документы для назначения пенсии, их список можно увидеть в приложении № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 436н.

Госслужащие могут выбрать конкретную выплату, которая будет им назначена. Такое развитие событий возможно, когда они имеют право одновременно на несколько выплат. В числе вариантов на выбор присутствуют:

  • пенсия за выслугу лет;
  • ежемесячное пожизненное содержание;
  • ежемесячная доплата к пенсии (содержанию);
  • дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, которое его назначают на основе ФЗ, президентских указов и правительственных постановлений и финансируют из федерального бюджета;
  • обеспечение за выслугу лет (ежемесячная доплата к пенсии, иные выплаты), которое назначают и выплачивают на основе законодательства субъектов РФ или актов муниципалитетов за замещение соответствующих должностей или прохождение подобающей службы.

Пенсии государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются на основе региональных нормативных актов и выплачиваются из местных бюджетов. Такие лица вправе получать доплаты по выслуге лет одновременно как со страховой пенсией, назначенной согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400, так и с досрочно установленной по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Необходимая продолжительность стажа для этого случая в текущие 12 месяцев составляет 16 лет.

Размер выплаты по выслуге лет для гражданских госслужащих

Этот размер зависит от величины служебного стажа. В текущие 12 месяцев, при минимально необходимой величине стажа 16 лет, чиновник будет получать за выслугу лет 45 % своей среднемесячной зарплаты (размер которой определяется по правилам ст. 21 ФЗ от 15.12.2001 № 166.) минус страховая пенсия, фиксированная выплата к ней и ее повышения, о которых говорится в ст. 16, 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Каждые полные 12 месяцев сверх необходимого минимума в 2020 году прибавят три процента среднего заработка к указанным 45. Максимальная сумма всех обеспечений, которые может получать госслужащий, равна 75 % их среднемесячной зарплаты.

Чиновникам, работающим на Крайнем Севере (и в приравненных местностях), указанный доход увеличивают на районный коэффициент, который устанавливается по правилам Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. Точный список названных мест можно увидеть в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Выезд из них аннулирует коэффициент.

Размер обеспечения остается прежним в случаях:

  • повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящийся на нетрудоспособных членов семьи получателя из-за достижения им 80 лет или наличия у него инвалидности I группы;
  • увеличения расчетного пенсионного капитала, которое происходит в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 17.12.2001 № 173;
  • установления и исчисления размера доли страховой пенсии, которые происходят в режиме ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 № 400;
  • роста размеров страхового обеспечения по старости и фиксированной выплаты при его назначении впервые (включая досрочно), после появления такого права, когда оно восстановлено или обеспечение назначено вновь после отказа от него.

В президентском Указе от 20.09.2010 № 1141 перечисляются должности, периоды работы в которых включаются в стаж, который учитывается при назначении платы за выслугу лет. Названное включение происходит по правилам Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 № 570.

Таким образом, при определенных условиях госслужащие могут получать двойное пенсионное обеспечение (страховое по старости и за выслугу лет).

Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста

Разобрались, каков пенсионный возраст в России для госслужащих. Теперь ответим на вопрос: может ли служащий, который достиг предельных лет нахождения на службе, продолжить работу. Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65 годам. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), могут продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70 лет). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период может быть увеличен максимум до 70 лет. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.

Читайте также: